Искусство за пять минут: Влада Ралко
Next

Искусство за 5 минут / четверг, 28 января

Искусство за пять минут: Влада Ралко

В этом материале нет разлогих домыслов и сложной терминологии. Но здесь есть лаконичные и точные ответы на самые распространенные вопросы, и самое главное, отвечает на них сам художник.

Сегодня редакция Maincream продолжает еженедельную рубрику "Искусство за пять минут". В прошлом выпуске мы рассказали вам про Иеронима Босха, и несмотря на то, что раздолье классического искусства охватить непросто, мы решили не останавливаться и чередовать классика и современника. В первом случае, вооружившись тоннами книг, мы сами отвечаем на вопросы. Но когда  художник живет и творит с нами в одной стране, не спросить у него все, что мы хотим знать - безответсвенно. Как минимум, будущие поколения студентов скажут нам "спасибо", когда будут писать очередную курсовую. И первым респодентом становится лауреат всеукраинского триеналле живописи, член Национального союза художников Украины, талантливая и потрясающая Влада Ралко.

К слову, 3 февраля в Киевском национальном музее русского искусства Влада Ралко совместно с Владимиром Будниковым и Александром Бабаком представят совместный проект "Худшкола". В нем художники покажут произведения по канонам главных учебных дисциплин академического художественного образования: натюрморта, пластической анатомии и двойной обнаженной натуры. 

Вопросы от читателей. Общие.

Почему на ваших картинах всенепременно присутствует розовый цвет?

Таким образом, я могу говорить о серьезных вещах, сохраняя дистанцию. Мой розовый всегда находится между китчем и голой кожей, не принимая ничью сторону.

Почему персонажи на картинах так уродливы?

Категории красоты и уродства не применимы к тому, что я делаю. 

Почему люди ныряют головой в землю?

Вначале я рисовала, как они ныряют в Черное море, затем в нефть и только потом - в чернозем. Мы все нырнули в черноту и неизвестность и сейчас, нужно учиться ориентироваться заново. Некоторые "нырнули" в землю, в прямом или переносном смысле. Недавно я сделала ныряющую фигуру из фарфора с названием "Кариатида". Мы пережили и продолжаем переживать нечто, после чего мир перевернулся.

Медведь на ваших картинах символизирует Россию?

 Да.

Почему вы выбираете такую простую технику?

Рисование на маленьких листах бумаги - возможно, наиболее быстрый, интимный, непосредственный язык. Он абсолютно прозрачен, можно сразу идти в глубину, не отвлекаясь на технику.

Почему персонажи читают Канта?

Канта во время работы над "Киевским дневником" читала я, переложив некоторые, вырванные из контекста цитаты в рисунки. Это, как определенные цитаты из классической живописи, проясняет, освещает события, происходящие с людьми в чрезвычайной ситуации, с людьми, перед которыми стоит выбор либо думать либо становиться жертвой обстоятельств.

Что символизируют лебеди?

Таких себе райских персонажей с китчевого уютного коврика, очутившихся в реальной жизни.

Если конфета – это гроб, то почему женщина держит во рту гроб?

Конфета - это кляп. И то, что он сладкий, ситуации не меняет.

Как вам пришла идея рисовать военный дневник?

"Киевский дневник" - не военный, он - обо всем, что мы переживаем, начиная с Майдана. С войной связана только часть работ. Молчать или выжидать было для меня невозможным. Я сразу же поняла, что память и документальные свидетельства неминуемо исказят картину происходящего для меня. Я стала по частям, из фрагментов, складывать собственную картину, стараясь не упустить ничего из того, что представлялось мне важным.

Вопросы от редакции. Касательно конкретной картины

Вопрос от культурного обозревателя Татьяны Кисельчук:

Ранее вы мне говорили, что топор на этой картине символизирует Тараса Шевченка, и вы любите поэзию Кобзаря. Расскажите нашим читателям, почему топор – это символ Шевченка и какое место в вашем творчестве занимает Тарас Григорьевич?

Настало время, если не действия, то - выбора, поэтому на месте задумчивого Шевченко-памятника я нарисовала топор. Топор разрубает узлы. Язык поэта действует подобным образом, минуя привычные логические связи, врубаясь в суть. Шевченко практически непереводим, в этом факте есть нечто существенно важное для Украины. Особенно сейчас, когда быть украинцем - это позиция. Мне важно это сформулировать.

Вопрос от рекламного агента Анастасии Косыревой:

Женщина на картине - это мать-земля? Но почему вокруг свиньи? Свиньи – это люди?

Я использую метафору, а не создаю аллегорию. Зачем превращать работу художника в головоломку? Женщина - это женщина, а свиньи - это свиньи. Не стоит разбирать целое в рисунке из "Киевского дневника" на части. Я немного сместила положение вещей, чтобы передать состояние мистического ужаса и абсурда бытовых тревог перед надвигающейся катастрофой.


Вопрос от бъюти-редактора Кристины Килинской:

Что внутри женщины: еда, цветы или органы? И, если это не органы, то почему? А если органы, то почему они снаружи человека и похожи на цветы и еду?

В серии "Предчувствие" меня интересовала буквальная прямота. Мы часто упоминаем, к примеру, сердце в романтических беседах, но даже представляем его не таким, каким оно есть на самом деле, а в виде странной задницы вверх ногами. Необъяснимая стыдливость - то, что внутри, вызывает ужас, оказавшись снаружи, став видимым. 


Вопрос от главного редактора Евгении Липской:

Это идеологизация множественной сущности женщины?

Это просто химера, чудовище из сновидений. Сны завораживают, но толковать их - задача неблагодарная.

Вопрос от эксперта

Вопрос от арт-критика Константина Дорошенко:

Ощущаете ли вы себя порнографом человеческой эмоциональности?

Порнография рассматривает голую функцию безо всякой мистики, эмоция слишком поверхностна. Я интересуюсь человеческим - в те моменты, когда оно человека покидает либо возвращается к нему.